Урок живописи
Однажды утром на остановке я с удовольствием наблюдала следующую картину: немолодая женщина с холщовым мешочком наперевес кормит пшеном слетающихся на завтрак голубей. Среди озабоченных полусонных людей, молча и неподвижно ожидающих своего автобуса, эта женщина и голуби были так живы, так динамичны, что до меня, наконец, дошел смысл урока нашего преподавателя по живописи.
Как-то на одном из занятий в качестве домашнего задания он попросил нас сделать несколько быстрых набросков людей и животных. Я, как прилежная ученица, подготовила пять эскизов с изображением коллег по работе и любимой кошки. Каково же было мое разочарование, когда художник вынес вердикт, что все это никуда не годится. Мне-то казалось, что мои рисунки великолепны, люди были так узнаваемы, а кошечка так прекрасна, что я на секунду возомнила себя гением. «Почему не годится? - расстроенно поинтересовалась я. «Не годится, потому что в твоих набросках нет жизни, движения. Люди статичны, хотя и изображены в разных позах, кошка прекрасна, но она не живая. Я же хочу добиться от вас эффекта движения, как будто фигура замерла в данной позе лишь на мгновение, словно бабочка, которая вот-вот вспорхнет и улетит от вас навсегда».
Этим утром я поняла, наконец, что имел ввиду художник. На какое-то мгновение я вдруг четко увидела контраст между тяжеловесной инертностью обитателей остановки и неукротимым инстинктом встрепенувшихся птиц. Воздушные потоки от взмахов их крыльев играли седой прядкой волос, выбивавшейся из-под платка женщины. И хотя сама она находилась в достаточно спокойной позе, тонкие вибрации света в ее лице наполняли окружающий мир энергией добра и любви. И была в этом мимолетном мгновении истина, истина реальной жизни, которую непременно захотелось воплотить в художественном образе.
Признаюсь, с тех пор я сама с удовольствием кормлю голубей, и в моей сумочке всегда имеется пакетик с хлебными крошками. Удивительно, но голуби обладают отличной памятью. Каждый раз, когда я только подхожу к тому месту, где в прошлый раз кормила голубей, будь то в парке или на улице, благодарные птицы начинают слетаться еще до того, как я достаю им корм. И мне кажется, что в этот момент мое лицо излучает точно такой же свет и безусловную любовь, как у той женщины на остановке.